Создание упаковки типа C для перевозки радиоактивных материалов без ограничения по активности любыми видами транспорта, включая воздушный

Упаковка типа С – это транспортный упаковочный комплект, в котором можно перевозить радиоактивные материалы без ограничений по активности воздушным видом транспорта.

Упаковка типа С должна оставаться герметичной после столкновения с мишенью со скоростью 90 м/с (это эквивалентно падению контейнера с высоты около 450 м).

Защитно-демпфирующий кожух (ЗДК) для такой упаковки на базе чешского контейнера SKODA VPVR/M разработан НПФ "Сосны" совместно с экспертами РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Данные работы выполняются в рамках российско-американской программы по возврату высокообогащенного топлива зарубежных исследовательских реакторов (RRRFR) по заказу Департамента Энергетики США и направлены на повышение безопасности воздушных перевозок радиоактивных материалов.

Это первая в мире упаковка типа С для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов воздушным транспортом.

В течение 2009-2010 гг. был проведен анализ различных конструкций ЗДК и материалов для него. Было рассмотрено множество вариантов, из которых на основе проведенных экспертами расчетов была выбрана оптимальная конструкция: вертикальный цилиндр, заполненный полыми сферами из титанового сплава, состоящий из двух частей с фланцевым соединением в средней части, внутрь которых помещается контейнер SKODA VPVR/M.

К середине 2010 года была завершена разработка эскизного проекта упаковки, получившей обозначение ТУК-145/С. В апреле 2011 г. технический проект был согласован с компаниями-перевозчиками и предприятием, проводящим сертификационные испытания. Масса ТУК-145/С составляет 29650 кг при максимальной загрузке ОЯТ 450 кг (до 36 ОТВС). Первый экземпляр ЗДК для упаковки ТУК-145/С был изготовлен в корпорации ВСМПО-АВИСМА. Упаковку можно перевозить на автомобильной или железнодорожной платформе, в грузовом самолете Ан-124-100 или Ил-76.

Перспективы использования упаковок типа С – единичные перевозки высокоактивных радиоактивных материалов и ОЯТ на исследования или небольших партий ОЯТ для переработки.

В мае 2011 г. на ракетном треке ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" были успешно проведены испытания макета ТУК-145/С (масштаб 1:2,5) на столкновение с препятствием при скорости более 90 м/с.

Макет контейнера SKODA VPVR/M внутри ЗДК после испытаний остался неповреждённым

Фрагменты испытаний (видео)

В 2013 году с использованием ТУК-145/С выполнены четыре воздушные перевозки облученного топлива исследовательских реакторов: из Вьетнама (1 рейс) и из Венгрии (3 рейса). 

 

Видеоролик о создании упаковки типа С.  

Количество просмотров: 449

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!