Участие в программе RRRFR. История транспортных операций

"Горизонты атома" от 8.11.2014 о Программе RRRFR

Основной целью Программы возврата топлива исследовательских реакторов российского производства (RRRFR), проводимой в рамках Глобальной инициативы по снижению ядерной угрозы, является нераспространение ядерных материалов путем ликвидации накопленных запасов высокообогащенного урана (ВОУ) и перевода исследовательских реакторов на низкообогащенное урановое топливо (НОУ).

Успешное выполнение Программы приема американского отработанного ядерного топлива с зарубежных исследовательских реакторов на переработку и утилизацию подвигло Министерство энергетики США (DOE) начать подобную работу и в России. В 1999 году начались трехсторонние обсуждения между США, Россией и МАГАТЭ, в ходе которых было определено более 20 исследовательских реакторов в 17 странах, имеющих топливо российского/советского производства: Беларусь, Болгария, Китай, Чехия, Северная Корея, Египет, Германия, Венгрия, Казахстан,Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Украина, Узбекистан, Вьетнам и Сербия. В 2000 году Генеральный секретарь МАГАТЭ направил письмо правительствам 15-ти стран с целью выявить их желание вернуть отработанный ВОУ в Российскую Федерацию. 14 стран ответили положительно.

26 мая 2004 года в Вене (Австрия) министр энергетики США С.Абрахам заявил о Глобальной инициативе по снижению ядерной угрозы, которая направлена на утилизацию уязвимых ядерных и радиоактивных материалов повышенного риска по всему миру, представляющих потенциальную угрозу как Соединенным Штатам, так и международному сообществу. 28 мая 2004 года Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве по перевозке ядерного топлива исследовательских реакторов российского производства в Российскую Федерацию. Данное соглашение стало юридической основой для сотрудничества между Соединенными Штатами и Российской Федерацией по возврату топлива исследовательских реакторов российского происхождения из стран, присоединившихся к воззванию Генерального секретаря МАГАТЭ.

В феврале 2005 года в Братиславе (Словакия) президенты Буш и Путин подписали Совместную декларацию, указывающую, что Соединенные Штаты принимают на себя особую ответственность за безопасность ядерного оружия и делящихся материалов с тем, чтобы исключить возможность попадания этого оружия и материалов в руки террористов. Совместной декларацией была организована Двусторонняя межведомственная группа, возглавляемая министром энергетики США и руководителем Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации (Росатом), для решения вопросов сотрудничества в области ядерной безопасности и надзора за выполнением совместных работ.

С российской стороны к осуществлению Программы были привлечены такие предприятия, как ОАО "Техснабэкспорт", ФГУП "ФЦЯРБ", ФГУП "ПО "Маяк", ОАО "ГНЦ НИИАР", ООО "АК "Волга-Днепр", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ" и другие. Научно-производственная фирма "Сосны" принимает непосредственное участие на всех этапах выполнения операций:

  • разработка технологии и оборудования для загрузки ОТВС в контейнеры;
  • разработка транспортных средств для перевозки контейнеров;
  • подготовка разрешительных документов для реализации перевозки упаковок с ОЯТ (сертификаты, технические условия на поставку ОТВС, специальные требования на воздушную перевозку и т.п.);
  • подготовка материалов Единого Проекта;
  • обучение персонала реакторных установок обращению с российскими контейнерами;
  • сопровождение грузов, оформление таможенных документов;
  • сертификация зарубежных контейнеров в РФ.

Выполнение задач Глобальной инициативы по снижению ядерной угрозы началось задолго до подписания декларации, в 2002 году. Первой страной, из которой вывозилось ядерное топливо, содержащее ВОУ, была Сербия и Черногория (в настоящее время – Сербия).

Ранним утром 22 августа 2002 года при соблюдении необходимых мер безопасности автомобильная колонна с упаковками, содержащими необлученное ядерное топливо реактора RA, пересекла контрольно-пропускной пункт Института ядерных наук "Винча" (г.Белград, Сербия) и направилась в сторону аэропорта. Около 50 кг высокообогащенного урана было вывезено в Россию самолетом ИЛ-76ТД авиакомпании "Волга-Днепр". Так был сделан первый практический шаг в реализации международной программы по возврату ядерного топлива исследовательских реакторов советского производства в Российскую Федерацию. Проект проходил под полным контролем МАГАТЭ. Операция была осуществлена на фоне сложных политических событий, связанных с балканским кризисом.

RRRFR

В сентябре 2003 года был реализован проект по возврату свежего ядерного топлива реактора ВВР-С Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей» (Румыния). Было вывезено около 15 кг высокообогащенного урана. Перевозка груза осуществлялась по маршруту Бухарест–Новосибирск с использованием воздушного транспорта. Вылет состоялся 21 сентября в 21.00 мск, а 22 сентября в 3.00 мск самолет ИЛ-76ТД произвел посадку на российской территории, где товар прошел таможенное оформление и входной контроль.

В рамках выполнения программы RRRFR в декабре 2003 года состоялся вывоз 28 неиспользованных ТВС реактора ИРТ-2000 (г. София, Болгария), содержащих 17 кг высокообогащенного урана. Топливо было доставлено российским самолетом АН-12 в аэропорт г. Ульяновска, а затем в составе автомобильной колонны – в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Все этапы операции прошли под контролем МАГАТЭ. Проект был связан с выполнением параллельной программы по снижению обогащения топлива для исследовательских реакторов.

В марте 2004 года самолетом АН-12 было вывезено 88 тепловыделяющих сборок из ядерного исследовательского центра "Тажура" (Ливия). Общий вес свежего высокобогащенного урана (до 80%) составил 18 кг. Вывезенная из Ливии в Россию партия ядерного топлива была отправлена на переработку в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Вся операция, включая подготовку разрешительных документов, была выполнена в течение двух месяцев.

Летом 2004 года была поставлена задача вывезти неиспользованные ТВС из Института ядерных исследований (г.Улугбек, Узбекистан). После оформления необходимых документов более 10 кг высокообогащенного урана было доставлено в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград) в распоряжение программы по снижению обогащения. Перевозка осуществлялась грузовым самолетом АН-12.

В 2004 – 2007 г.г. было организовано три перевозки необлученного топлива из Чехии в РФ. В 2004 году был вывезен ВОУ из Института ядерных исследований Ржеж и Технического университета (г.Прага). Общая масса урана составила более 8 кг. В 2006 году впервые в российской гражданской практике перевозок ядерных материалов был реализован пилотный проект по вывозу плутония из ИЯИ Ржеж воздушным транспортом.

RRRFR

Вывоз неиспользованных ТВС, содержащих высокообогащенный уран, из Польши (Институт атомной энергии, г.Отворк-Свиерк) отличался от других проектов тем, что за давностью лет поставочные документы на ОТВС были утрачены. Поэтому к работе были привлечены создатели топлива ИР из ИАЭ им.Курчатова, которые в настоящее время находятся на пенсии. После восстановления документов и предварительной подготовки в августе 2006 г. около 60 кг урана самолетом было доставлено в Димитровград.

В сентябре 2007 г. состоялся вывоз 35 неиспользованных ТВС типа ВВР-М из Института ядерных исследований (г.Далат, Вьетнам), содержащих 1,4 кг высокообогащенного урана. Возврат ВОУ состоялся при условии поставки вьетнамской стороне ТВС с низкообогащенным ураном. Неиспользованные ТВС были доставлены российским самолетом ИЛ-76ТД в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Все этапы операции прошли под контролем МАГАТЭ. Проект был реализован в рамках программы по снижению обогащения топлива исследовательских реакторов.

RRRFR

В начале 2004 года начались работы по подготовке к вывозу облученных ТВС реактора ВВР-СМ (Институт ядерной физики АН Узбекистана). Разработкой документов Единого Проекта занимался "Техснабэкспорт". Поскольку проект по вывозу ОТВС из Узбекистана был первым после выхода законодательных актов, устанавливающих условия ввоза ОЯТ в РФ, наибольшая трудность заключалась в разработке специальных экологических программ и получении положительного заключения государственной экологической экспертизы Единого проекта. Тем не менее, первая партия ОЯТ ИР из Узбекистана поступила на ПО "Маяк" уже в январе 2006 года.

В декабре 2007 года была осуществлена операция по вывозу облученных ТВС с реактора LVR-15 (ИЯИ Ржеж, Чехия). ОТВС впервые были доставлены транзитом в 16-ти чешских контейнерах SKODA VPVR/M через территорию Словакии и Украины на ПО "Маяк". Масса изотопов урана и плутония, содержащихся в ОТВС, составила более 360 кг. При транспортировании ОЯТ по территории РФ впервые были использованы зарубежные контейнеры SKODA VPVR/M, сертификат на конструкцию которых был подтвержден в Российской Федерации.

В 1998 году решением правительства Латвии исследовательский реактор в г.Саласпилс был остановлен и возник вопрос о судьбе ОЯТ. После продолжительной совместной работы материалы Единого проекта по ввозу в РФ облученных ТВС, подготовленные ФГУП "ФЦЯРБ", прошли государственную экологическую экспертизу, и 15 мая 2008 года ОЯТ было доставлено на ПО "Маяк". Доставка топлива осуществлена в соответствии с соглашением между правительствами РФ и Латвии о сотрудничестве по возврату в Россию отработавшего топлива остановленного ИР. Соглашение было подписано 3 декабря 2007 года "в целях предотвращения распространения ядерного оружия и уменьшения угрозы международного терроризма".

В конце июня 2008 года началась операция по вывозу облученного топлива с реактора ИРТ-2000 (Институт ядерных исследований и ядерной энергетики Болгарской Академии Наук). 73 ОТВС, размещенные в трех чешских контейнерах SKODA VPVR/M, по реке Дунай были доставлены в украинский порт Измаил, где их ждал железнодорожный состав. В начале июля ОЯТ благополучно прибыло на ПО "Маяк". Данная операция позволила болгарским специалистам освободить хранилище ОЯТ и продолжить эксплуатацию исследовательского реактора.

Вывоз ОЯТ Будапештского исследовательского реактора (Венгрия) стал первой в программе RRRFR перевозкой с применением морского вида транспорта. Это решение было принято 22 апреля 2008 года после затянувшихся переговоров с Украиной о подписании транзитного соглашения. К 27 августа 2008 года венгерские коллеги упаковали ОТВС в 16 ТУК SKODA VPVR/M. В ночь на 16 сентября 2008 года транспортные пакеты с ОЯТ покинули территорию института и на следующий день прибыли в порт Копер (Словения), где были перегружены на морское судно. 11 октября 2008 года судно прибыло в российский порт Мурманск, где контейнеры с ОЯТ были переданы представителям ПО "Маяк".

В 2007 году начались работы по подготовке к вывозу облученных ТВС реактора ВВР-К Института ядерной физики Национального ядерного центра (г.Алматы, Казахстан) в РФ. Для перевозки ОТВС были выбраны российские контейнеры ТУК-19. 19 мая 2009 года последний, четвертый, эшелон с ОЯТ прибыл на ПО "Маяк". Перевозка осуществлялась с использованием вагон-контейнеров ТК-5.

 RRRFR

 

 ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕКОРДНОГО КОЛИЧЕСТВА ВОУ ТОПЛИВА ИЗ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША В РОССИЮ

Использовались материалы:
World Nuclear News - Record HEU return from Poland
Daily Telegraph - Mission to stop nuclear terrorism

В октябре 2010 г. завершен крупнейший проект по возврату высокообогащенного уранового топлива исследовательских реакторов в истории инициативы по возврату топлива в страны происхождения, где количество ВОУ топлива составило более 450 кг.

Департамент по энергетике США Национальной Администрации по ядерной безопасности (NNSA) объявил о том, что успешно завершен проект по возврату топлива исследовательских реакторов "Ева" и "Мария" из Польши в Россию, включающий в себя 5 вывозов продолжительностью более 12 месяцев. Наряду со званием "крупнейшая кампания по возврату топлива", данный проект характеризуется и наибольшим количеством вывозимого за один рейс ВОУ топлива в истории NNSA – 187 кг. ООО НПФ "Сосны" вместе с другими российскими и иностранными организациями принимала участие в реализации данного проекта.

Исследовательские реакторы "Ева" и "Мария" находятся в Ядерном центре Польского института атомной энергии (Полатом), недалеко от г. Шверк. Реактор "Ева" эксплуатировался с 1958 года по 1995 год. Реактор "Мария", который был запущен в 1974 году, является единственным рабочим исследовательским реактором в Польше. В 1985 году реактор "Мария" был модифицирован. Раннее в этом году Полатом подписал договор с американской компанией по здравоохранению на поставку важного для медицины молибдена-99, который будет производиться на данном реакторе.

Каждый из 5 вывозов состоял из материала, упакованного в сертифицированные по международным стандартам транспортные контейнеры, которые, в свою очередь, были размещены в грузовых контейнерах в целях безопасности и охранялись вооруженным конвоем начиная с территории реактора и до близлежащей железнодорожной станции ля последующей перевозки по железной дороге в морской порт и затем в Россию. В данной операции использовался весь контейнерный парк для перевозки ядерного ВОУ топлива.

 

RRRFR

  

 

ПЕРЕВОЗКА ОТВС ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ РЕАКТОРОВ НА ПОСЛЕРЕАКТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

За годы существования фирмы были доставлены на послереакторные исследования в НИИ атомных реакторов (г.Димитровград) более 60 облученных ТВС типа ВВЭР-440, ВВЭР-1000, РБМК-1000, БН-600 с АЭС России, Украины, Болгарии, а также опытные и штатные ОТВС транспортных установок российских атомных ледоколов «Таймыр», «Россия».

Уникальность перевозок ОТВС малыми партиями связана с тем, что использование транспортных упаковочных контейнеров (ТУКов) и железнодорожных вагон-контейнеров ограничено жесткими рамками графиков вывоза штатного ОЯТ с энергетических и транспортных реакторных установок на перерабатывающий завод. Успех этих операций заключается в организации и использовании попутных рейсов. Наиболее сложным случаем была доставка ОТВС с малым сроком выдержки и ,соответственно, большим остаточным энерговыделением.

 

Количество просмотров: 411

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!