+7 (84235) 3-98-29
Технологии и оборудование для атомной отрасли
Общество с ограниченной ответственностью
Научно-производственная фирма «Сосны»

Упаковка типа C для перевозки радиоактивных материалов без ограничения по активности любыми видами транспорта, включая воздушный

Упаковка типа С – это транспортный упаковочный комплект, в котором можно перевозить радиоактивные материалы без ограничений по активности любыми видами транспорта, включая воздушный.

Упаковка типа С должна оставаться герметичной после столкновения с мишенью со скоростью 90 м/с, что эквивалентно падению контейнера с высоты около 450 м.

Работа выполнялась в рамках российско-американской программы RRRFR по заказу Департамента Энергетики США и направлена на повышение безопасности воздушных перевозок радиоактивных материалов. Это первая в мире упаковка типа С для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов (ИР) воздушным транспортом.

Защитно-демпфирующий кожух (ЗДК) упаковки был разработан специалистами ООО НПФ «Сосны» совместно с экспертами ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». В течение 2009–2010 гг. был проведен анализ различных конструкций ЗДК и материалов для него. Было рассмотрено множество вариантов, из которых на основе проведенных экспертами расчетов была выбрана оптимальная конструкция: вертикальный цилиндр, заполненный полыми сферами, состоящий из двух частей с фланцевым соединением в средней части, внутри которого размещается контейнер SKODA VPVR/M. Основным материалом ЗДК является титановый сплав ОТ4 ГОСТ 19807-91.

К середине 2010 года была завершена разработка эскизного проекта упаковки, получившей обозначение ТУК-145/С. В апреле 2011 года технический проект был согласован с компаниями-перевозчиками и предприятием, проводящим сертификационные испытания. В соответствии с требованиями нормативных документов было выполнено расчётное моделирование возможных аварийных ситуаций при перевозке ОЯТ в ТУК-145/С.

В мае 2011 г. на ракетном треке ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» были успешно проведены испытания макета ТУК-145/С (масштаб 1:2,5) на столкновение с препятствием при скорости более 90 м/с. После этого был выпущен сертификат-разрешение на конструкцию упаковки ТУК-145/С.

 

TUK-145/C

TUK-145/C

 

Технические характеристики ТУК-145/С:

Габаритные размеры  2816х3065 мм 
 Масса загруженного TУK-145/C  29650 кг
 Масса порожнего TУK-145/C  29200 кг
 Масса ЗДК  18500 кг
 Количество ячеек для ОТВС  36
 Cрок эксплуатации  30 лет

 

ТУК-145/С может быть использован для экстренных перевозок ядерных материалов, для транспортирования ОЯТ на исследования, а облучательных устройств с ядерными материалами и высокоактивных РАО — на хранение или захоронение.

Специалисты НПФ «Сосны» разработали транспортно-технологические схемы для разных вариантов обращения с ТУК-145/С. Первый вариант предполагает наличие хорошей дорожной инфраструктуры между грузоотправителем и аэропортом. Контейнер SKODA VPVR/M с ОЯТ загружают в ЗДК на объекте грузоотправителя и затем перевозят в аэропорт на автомобильном полуприцепе. В один самолет Ан-124-100 может быть загружено до двух полуприцепов с упаковками ТУК-145/С. Таким образом были выполнены три перевозки ОЯТ исследовательского реактора из Венгрии в 2013 году по программе RRRFR, а также перевозки из Ганы (2017) и из Нигерии (2018) в рамках программы конверсии реакторов MNSR. При использовании данной схемы для перевозки ТУК‑145/С автомобильным и воздушным транспортом оформляется один сертификат-разрешение.

 

TUK-145/C

 

Во втором варианте упаковку ТУК SKODA VPVR/M в ISO-контейнере перевозят автотранспортом в аэропорт, где контейнер SKODA VPVR/M помещают в заранее доставленный ЗДК. Упаковку TУK-145/C загружают на борт самолета Aн-124-100 с помощью роликовой системы. Данный способ загрузки был использован при вывозе ОЯТ ИР из Вьетнама в 2013 году в рамках программы RRRFR. Также возможно формирование упаковки в аэропорту на автомобильном полуприцепе с дальнейшей загрузкой его в самолет, как это было сделано при вывозе жидкого ОЯТ ИР из Узбекистана (2015). Для этого варианта необходимо оформлять два сертификата-разрешения: на наземную перевозку ТУК SKODA VPVR/M (упаковка типа В) и на воздушную перевозку ТУК-145/С (упаковка типа С).

 

TUK-145/C

 

Количество просмотров: 1996

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!