Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Реализация пилотного проекта по перевозке и переработке опытной партии некондиционных ОТВС реактора РБМК на ФГУП «ПО «Маяк» и поиск согласованных технических решений для организации регулярных перевозок некондиционного ОЯТ

Канашов Б.А., Дорофеев А.Н., Смирнов В.П. (ООО НПФ «Сосны»), Хаперская А.В., Кудрявцев Е.Г. (ГК «Росатом»), Баранов С.В., Колупаев Д.Н. (ФГУП «ПО «Маяк»), Калязин Н.Н., Ложников И.Н. (Ленинградская АЭС)

 

МНТК-2012, Москва, 23-25 мая 2012 г.

 

PDF версия

 

 

В течение длительного времени среди специалистов существовало достаточно устойчивое мнение о том, что переработка ОЯТ РБМК нецелесообразна. И на то были серьезные основания: исходное обогащение топлива по урану-235 имело низкие значения (максимум 2%), а цены на уран были невысоки, при этом другие источники урана покрывали текущие потребности в нем. С тех пор ситуация изменилась: в настоящее время используется топливо с обогащением по урану-235 до 2,8%, а цены на уран возросли в несколько раз. Чтобы предоставить необходимые данные для разрешения спора о целесообразности переработки ОЯТ РБМК и подтвердить принципиальную возможность перевозки и переработки, 14 января 2011 г. по инициативе ГК «Росатом» руководство ОАО «Концерн Росэнергоатом» приняло решение о реализации пилотного проекта по вывозу пучков твэлов (ПТ) некондиционных ОТВС с энергоблока №2 Ленинградской АЭС на ФГУП «ПО «Маяк».

Кроме того, существовала еще одна серьезная причина, по которой был предпринят данный проект. В отличие от кондиционного ОЯТ РБМК, которое в соответствии с концепцией ГК «Росатом» должно быть переведено в режим длительного «сухого» хранения (контейнерного или шахтного), судьба некондиционного ОЯТ РБМК до сих пор законодательно не определена. Чтобы принять решение относительно перевозки и переработки некондиционного ОЯТ РБМК на регулярной основе, требовалось представить достаточно веские основания.

С практической точки зрения для реализации пилотного проекта необходимо было решить несколько технических задач:

  • выбор ОТВС для опытной партии;
  • выбор контейнера и разработка компонентов упаковки для перевозки опытной партии некондиционных (в первую очередь, негерметичных) ОТВС;
  • разработка технологии и оборудования для разделки ОТВС и загрузки ПТ в контейнер на Ленинградской АЭС;
  • разработка технологии и оборудования для обращения с ПТ на ФГУП «ПО «Маяк».

Кроме того, необходимо было решить научные задачи, связанные с обоснованием безопасности обращения с некондиционным ОЯТ и получить соответствующие разрешительные документы. В течение 2011 года эти задачи были успешно решены, и в период 15–19 ноября 2011 г. была осуществлена перевозка опытной партии некондиционных ОТВС РБМК Ленинградской АЭС, а в конце этого же месяца – ее переработка на ФГУП «ПО «Маяк».

 

PDF версия

Количество просмотров: 471

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!