Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Примеры поиска технических решений по конструкции упаковки для обеспечения безопасности перевозок ОЯТ ИР из Польши и дефектных ОТВС АЭС «Козлодуй»

А.С. Черников, Р.Р. Кудояров, А.А. Самсонов (ООО НПФ «Сосны»), В.И. Шаповалов, А.И. Моренко (ЗАО «ЦАЭ МБК»)

XIII Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: Транспортирование радиоактивных материалов – «АТОМТРАНС-2018», Санкт-Петербург, 1-5 октября 2018 г.

 

PDF версия

 

Традиционно отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) в пределах Российской Федерации перевозились по железной дороге в специальных вагонах. Международная программа возврата ОЯТ исследовательских реакторов (ИР), построенных по российским проектам, поставила перед предприятиями отрасли новые задачи, заставив использовать все виды транспорта, в том числе, воздушный.

Польский исследовательский реактор «Мария», расположенный в пригороде Варшавы, использовал в качестве топлива три вида тепловыделяющих сборок типа МР, два из которых содержали высокообогащенный уран (36% и 80% по 235U). Не вывезенные в 2009-2014 гг. ОТВС реактора «Мария» выдерживались в приреакторном бассейне.

Воздушная перевозка, завершившая вывоз всего ВОУ ОЯТ из Польши, была осуществлена в сентябре 2016 года. В 2009-2014 годах было организовано семь перевозок с использованием морского транспорта. Для перевозки последней, восьмой партии ОЯТ, состоящей из 51-ой ОТВС типа МР-6 исследовательского реактора «Мария», было принято решение использовать воздушный транспорт для сокращения ее продолжительности и повышения физической защиты. Однако для обеспечения ядерной и радиационной безопасности авиаперевозки ОЯТ потребовалось принятие специальных инженерных решений.

ООО НПФ «Сосны» был разработан и изготовлен комплект технических средств (КТС) для обеспечения безопасности воздушной перевозки ОЯТ ИР «Мария» в ТУК-19. В ходе расчетного обоснования КТС возникло предположение, что, если усилить конструкцию пенала для ОТВС, то можно отказаться от внешнего демпфирования. Для проверки этого предположения были спроектированы пеналы и выполнены расчеты прочности для данного КТС. В рамках работ по вывозу ОЯТ из Польши в НПФ «Сосны» было изготовлено 55 усиленных защитных пеналов и доставлено грузоотправителю для загрузки ОТВС.В 2016 году был полностью завершен вывоз всего высокообогащенного ядерного топлива из Польши. Благодаря разработанным и изготовленным НПФ  «Сосны» специальным защитным пеналам перевозка была осуществлена воздушным транспортом  с соблюдением всех  требований по безопасности.

АЭС «Козлодуй», единственная действующая атомная электростанция в Болгарии, была построена при активном участии СССР и введена в эксплуатацию в 1974 году. В 2003 и 2006 годах Болгария, в рамках выполнения требований о вступлении в Евросоюз, была вынуждена закрыть первые четыре блока этой станции с реакторами ВВЭР-440. Оставшиеся два блока с реакторами ВВЭР-1000 – пятый и шестой – успешно прошли модернизацию в 2006 году и в настоящее время удовлетворяют требованиям безопасности ЕС.

В 2016 году был подписан контракт на вывоз герметичного отработавшего ядерного топлива реакторов ВВЭР-440 с АЭС «Козлодуй» на переработку во ФГУП «ПО «Маяк». Однако одним из условий было освобождение хранилища от 22-х дефектных ОТВС (ДОТВС), которые имели различные дефекты, и были размещены в пеналах. Необходимо было разработать обосновывающие документы для выполнения перевозки всех 22-х ДОТВС с АЭС «Козлодуй» во ФГУП «ПО «Маяк» в одном ТУК-6.

Для обеспечения ядерной безопасности специально для данной перевозки была разработана картограмма размещения пеналов с ДОТВС в чехле 13 с учетом их обогащения и характера дефектов. Также для каждой ДОТВС был подобран определенный тип пенала.

В 2017 году была выполнена перевозка 22-х ОТВС ВВЭР-440, имевших различные дефекты, с АЭС «Козлодуй» на переработку на ФГУП «ПО «Маяк». Каждая дефектная ОТВС были размещена в водозаполненном пенале. В зависимости от состояния ОТВС использовались пеналы трех типов. Внутреннее пространство упаковки ТУК-6 также заполнялось водой, над поверхностью которой имелся газовый объем. Перевозка осуществлялась автомобильным, морским и железнодорожным транспортом.

 

 

 
 
 

Количество просмотров: 1292

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!