Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды"

Выбор маршрутов транспортирования ОЯТ Билибинской АЭС на основе оценки радиационных рисков
Выбор маршрутов транспортирования ОЯТ Билибинской АЭС на основе оценки радиационных рисков

Е.В. Суворова, А.В. Хаперская (Госкорпорация «Росатом»), А.А. Строганов, А.В. Курындин, А.С. Шаповалов (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), А.В. Деткина, О.П. Баринков, А.Н. Дорофеев (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №3-4, 2013

В связи решением об окончании эксплуатации Билибинской АЭС с 2019 года планируется начать перевод ее реакторов в режим окончательного останова. В рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» в 2011 году специалистами НПФ «Сосны» разработана технология подготовки ОЯТ Билибинской...

Десятилетний опыт реализации программы RRRFR
Десятилетний опыт реализации программы RRRFR

А.В. Смирнов, С.В. Комаров, Б.А. Канашов, С.Н. Комаров

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2013

Программа возврата топлива исследовательских реакторов российского производства (RRRFR) является частью Глобальной инициативы по снижению ядерной угрозы. Ее основная цель – предотвращение распространения ядерных материалов путем консолидации и ликвидации накопленных запасов высокообогащенного урана и перевода исследовательских реакторов на низкообогащенное ядерное топливо. Опасность появления в руках террористов ядерного оружия массового уничтожения заставила...

Репатриация низкообогащенного уранового отработавшего ядерного топлива в Россию для переработки
Репатриация низкообогащенного уранового отработавшего ядерного топлива в Россию для переработки

М.В. Барышников, А.Е. Бучельников (ГК «Росатом»), М.Е. Буду, А.Н. Дорофеев, С.В. Комаров, С.Н. Комаров, А.В. Смирнов, П.А. Смирнов (НПФ "Сосны")

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №2, 2013

После распада СССР Россия взяла на себя обязательства по возврату поставленного ядерного топлива, однако ввоз на переработку отработавшего ядерного топлива из низкообогащенного урана исследовательских реакторов (НОУ ОЯТ ИР) был практически остановлен из-за сложности и высокой стоимости организации международных перевозок в соответствии с новым законодательством. Первые после долгого перерыва перевозки...

Промежуточные итоги и перспективы обращения с ОЯТ Билибинской АЭС
Промежуточные итоги и перспективы обращения с ОЯТ Билибинской АЭС

М.В.Барышников, Е.В.Суворова, А.В.Хаперская, Н.А.Шорохов (Госкорпорация «Росатом»), В.В.Фокин, К.И.Озеров, Е.В.Оленин, С.С.Петров, Ф.Т.Тухветов (Билибинская АЭС), О.П.Баринков, А.Н.Дорофеев, Д.В.Иванов, А.Ю.Лещенко (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №3, 2012

Политика Госкорпорации «Росатом» в области обращения с отработавшим ядерным топливом, изложенная в отраслевой Концепции обращения с ОЯТ (2008 год), основывается на базовом принципе – необходимости переработки ОЯТ для обеспечения экологически приемлемого обращения с продуктами деления и возврата в ядерный топливный цикл регенерированных ядерных материалов. При этом концепция постулирует для...

Подготовка и вывоз ОЯТ из ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ»
Подготовка и вывоз ОЯТ из ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ»

А.А.Сарбеев, С.В.Комаров, С.Н.Комаров, А.А.Худяков (ООО НПФ «Сосны»), И.В.Гусаков-Станюкович (Госкорпорация «Росатом»), К.В.Голубкин, В.М.Ипатов (ФГУП «ПО «Маяк»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №3, 2012

Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» предусматривает реализацию мероприятий по повышению безопасности хранения, подготовке к вывозу и последующему вывозу на переработку отработавшего ядерного топлива, находящегося на территории ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского»....

Транспортирование некондиционного ОЯТ РБМК с Ленинградской АЭС на ФГУП
Транспортирование некондиционного ОЯТ РБМК с Ленинградской АЭС на ФГУП "ПО "Маяк"

Б.А. Канашов, А.Н. Дорофеев, В.П. Смирнов (ООО НПФ "Сосны"), А.В. Хаперская, Е.Г. Кудрявцев (ГК "Росатом"), Н.Н. Калязин, И.Н. Ложников (Ленинградская АЭС)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №2, 2012

14 января 2011 года по инициативе Госкорпорации «Росатом» руководство ОАО «Концерн Росэнергоатом» приняло решение о реализации «пилотного» проекта по вывозу некондиционных ОТВС со второго энергоблока Ленинградской АЭС на ФГУП «ПО «Маяк». Основная цель проекта – решение вопроса о целесообразности переработки ОЯТ РБМК и подтверждение принципиальной возможности его перевозки и переработки. В...

Вывоз ОЯТ из Казахстана: первый этап
Вывоз ОЯТ из Казахстана: первый этап

И. Большинский (Национальная лаборатория штата Айдахо, США), Д.Томас (Washington Savannah River Company), П.Чакров, Д.Накипов (Институт ядерной физики, Казахстан), С.Н.Комаров, Р.Р.Кудояров (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

С декабря 2008 года по май 2009 года в ПО «Маяк» прибыло четыре эшелона с ОЯТ из Казахстана. Реализация проекта потребовала значительных организационных и инженерных усилий. ...

Чехия: опыт эффективного взаимодействия
Чехия: опыт эффективного взаимодействия

А.Н. ДОРОФЕЕВ, к.т.н., С.В. КОМАРОВ, С.Н. КОМАРОВ, А.В. СМИРНОВ, д.т.н. (ООО НПФ «Сосны», Российская Федерация), Ф. ПАЗДЕРА, Ф. СВИТАК, Я. КЫСЕЛА (ИЯИ, Ржеж, Чешская Республика)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

При вывозе отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора ЛВР-15 из чешского Института ядерных исследований впервые в рамках программы RRRFR были использованы контейнеры SKODA VPVR/M и обоснована возможность возвращения РАО от переработки ОЯТ в страну размещения исследовательского реактора. ...

Мультимодальные перевозки – стимул к совершенствованию
Мультимодальные перевозки – стимул к совершенствованию

А.Н.Дорофеев, А.А.Иващенко, Б.А.Канашов, М.В.Барышников (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

Реализация программы RRRFR позволила получить богатый опыт перевозок ОЯТ. На начало 2011 года в рамках программы вывезено более 600 кг высокообогащенного урана в составе ОТВ С различных типов и конфигураций, с использованием различных транспортных средств. Таким образом, у нас есть возможность обобщить накопленный опыт подготовки и организации перевозок: выделить типы...

Контейнеры SKODA VPVR/M: сертификация в России и опыт использования
Контейнеры SKODA VPVR/M: сертификация в России и опыт использования

С.В.Комаров (ООО НПФ «Сосны»), К.В.Голубкин (ФГУП «ПО «Маяк»), А.Е.Бучельников (Госкорпорация «Росатом»), В.И.Шаповалов (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

Контейнер SKODA VPVR/M является упаковкой типа B(U), лицензированной в Чешской Республике для хранения и транспортирования отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов российского происхождения. Это первый зарубежный контейнер, сертифицированный для многократного использования в Российской Федерации после проведения необходимых обоснований безопасности конструкции, эксплуатационных испытаний и подготовки российского перерабатывающего завода к обращению с новым...

Для хорошего дела океан – не помеха
Для хорошего дела океан – не помеха

М.В.Барышников (ООО НПФ «Сосны»), В.И.Шлячков, Н.Л.Кучин (ФГУП ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова), В.М.Овсянников (ОАО «Концерн АСПОЛ-Балтик»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

История сертифицированных морских перевозок ОЯТ началась в России совсем недавно – именно в рамках программы RRRFR. Однако уже сейчас можно говорить о том, что эта история будет насыщенной и долгой и не ограничится рамками программы. ...

Румыния: новые технические решения
Румыния: новые технические решения

И.Большинский, К.Аллен (Национальная лаборатория штата Айдахо, США), Л.Биро (Национальная Комиссия по надзору за атомной деятельностью, Румыния), М.Драгушин (Национальный научно-исследовательский институт физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей», Румыния), Б.А.Канашов, М.Е.Буду (ООО НПФ «Сосны», Россия)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

Успешное выполнение воздушной перевозки ОЯТ из Румынии привнесло в программу RRRFR новые технические решения, в дальнейшем использованные при реализации других проектов. ...

Уроки Венгерской перевозки
Уроки Венгерской перевозки

Дж.Дьюес (Washington Savannah River Company), Ш.Тожер, И.Видовски (Научно-исследовательский институт атомной энергии KFKI Венгерской Академии наук), М.В.Барышников (НПФ «Сосны», Россия)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

22 октября 2008 года на ФГУП «ПО «Маяк» прибыла из Венгрии одна из самых крупных в рамках программы RRRFR партий отработавшего ядерного топлива (около 130 кг ВОУ и 100 кг НОУ). Этот проект примечателен еще и тем, что при его реализации была осуществлена одна из первых мультимодальных транспортировок ОЯТ с...

Подготовка первой авиаперевозки ОЯТ, сертифицированной по новым правилам
Подготовка первой авиаперевозки ОЯТ, сертифицированной по новым правилам

О.П.Баринков, Б.А.Канашов, С.В.Комаров (ООО НПФ «Сосны»), А.Е.Бучельников (Госкорпорация «Росатом»), В.И.Шаповалов, А.И.Моренко (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

В ходе реализации проекта по вывозу ОТВС румынского реактора ВВР-С возникла потребность в использовании воздушного транспорта. Российским специалистам пришлось приложить значительные усилия сначала для обоснования безопасности такой перевозки, а потом и для ее организации. ...

Польша: результаты сотрудничества
Польша: результаты сотрудничества

А.Н.Дорофеев, М.В.Барышников, О.А.Савина (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

При вывозе ОЯТ польских исследовательских реакторов в 2009-2010 годах впервые в рамках программы RRRFR специалисты столкнулись с необходимостью использовать не один, а два типа транспортных контейнеров. В связи с этим было проведено масштабное усовершенствование технологического оборудования для загрузки ОТВС из реакторных хранилищ в контейнеры. Кроме того, в ходе подготовки к...

Ливия: межконтинентальный перелет
Ливия: межконтинентальный перелет

О.П.Баринков, С.В.Комаров (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

Последний и лучший из построенных советскими специалистами за рубежом исследовательский реактор ИРТ-10 был пущен в 1983 году в Тажуре – пригороде Триполи, столицы Ливийской Арабской Джамахирии. Вывоз ОЯТ из Тажуры был осуществлен в 2009 году. ...

Беларусь: вывоз уникального топлива
Беларусь: вывоз уникального топлива

А.В.Смирнов, С.Н.Комаров, П.А.Смирнов (ООО НПФ «Сосны»), Д.Н.Колупаев, Е.П.Макаров (ФГУП «ПО «Маяк»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

В октябре 2010 года на ФГУП «ПО «Маяк» для переработки было доставлено отработавшее ядерное топливо из Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Республики Беларусь. Большая часть ОЯТ эксплуатировалась в передвижной атомной электростанции «Памир-630Д». ...

Обращение с дефектным ОЯТ института «Винча»
Обращение с дефектным ОЯТ института «Винча»

А.А.Самсонов, С.В.Амосов, А.А.Иващенко (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

Главной составляющей проекта вывоза ОЯТ сербского реактора RA была подготовка к перевозке негерметичных ОТВ С. Помимо проблем обращения с таким топливом ситуация усложнялась недостатком оборудования, отсутствием у сербского персонала необходимой квалификации и т.д. За четыре года напряженной работы все эти задачи были успешно решены: разработана технология, изготовлено оборудование, поставлены контейнеры,...

Сербия: сложный проект, длинный маршрут
Сербия: сложный проект, длинный маршрут

А.В.Смирнов, С.В.Комаров, М.В.Барышников, М.Е.Буду (OOO НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011 (спецвыпуск)

Реализация проекта вывоза ОЯТ «Винча» из Сербии потребовала пяти лет подготовки, привлечения более 50 организаций-исполнителей и организации трансевропейского транзита. Проект был успешно завершен в декабре 2010 года и получил заслуженное международное признание. ...

Германия: подготовка завершена
Германия: подготовка завершена

И.В.Гусаков-Станюкович, А.Е.Бучельников (Госкорпорация «Росатом»), С.В.Комаров, Е.Н.Лещенко, А.А.Иващенко, А.А.Самсонов (ООО НПФ «Сосны»), В.М.Ипатов, К.В.Голубкин, К.В.Иванов (ФГУП «ПО «Маяк»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2011(спецвыпуск)

Программа возврата топлива исследовательских реакторов российского происхождения предусматривает вывоз ОЯТ исследовательского реактора RFR из научно-исследовательского центра «Объединение ядерных технологий и аналитики» (город Россендорф, Германия) на переработку на ФГУП «ПО «Маяк». В 2010 году Германия отказалась от возврата высокообогащенного ОЯТ по «экологическим» мотивам. Тем не менее, в России завершена подготовка к ввозу германского...

Транспортирование ОЯТ по воздуху: обоснование безопасности
Транспортирование ОЯТ по воздуху: обоснование безопасности

С.В. Комаров, Б.А. Канашов, О.П. Баринков, А.Н. Дорофеев (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2010

Традиционно отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) в пределах Российской Федерации перевозились по железной дороге в специальных вагонах. Международная программа возврата ОЯТ исследовательских реакторов (ИР), построенных по российским проектам, поставила перед предприятиями отрасли новые задачи, заставив использовать практически все виды транспорта, в том числе воздушный. Большинство исследовательских реакторов не могут принимать на своей...

Перевозка ОЯТ морским транспортом
Перевозка ОЯТ морским транспортом

М.В. Барышников, А.В. Худяков (НПФ «Сосны»), В.М. Овсянников («Концерн АСПОЛ Балтик»), В.И. Шлячков (ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2010

Зарубежными компаниями накоплен большой опыт транспортирования морем отработавшего ядерного топлива. Использование морского транспорта в нашей стране позволит решить проблему вывоза ОЯТ с северных военно-морских баз и АЭС, а также значительно упростит доставку ОЯТ из государств, не имеющих с Россией общих границ. Нормативно-правовое обеспечение Морские перевозки ОЯТ должны отвечать международным правилам безопасной...

Перевозка ОЯТ морским транспортом
Перевозка ОЯТ морским транспортом

М.В.Барышников, А.В.Худяков (ООО НПФ «Сосны»), В.М.Овсянников (ОАО «Концерн АСПОЛ-Балтик»), В.И.Шлячков (ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2010

Зарубежными компаниями накоплен большой опыт транспортирования морем отработавшего ядерного топлива. Использование морского транспорта в нашей стране позволит решить проблему вывоза ОЯТ с северных военно-морских баз и АЭС, а также значительно упростит доставку ОЯТ из государств, не имеющих с Россией общих границ. ...

Создание технологий обращения с ОЯТ АМБ
Создание технологий обращения с ОЯТ АМБ

В.П.Смирнов (ООО НПФ «Сосны»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2010

Один из способов обращения с ОЯТ реакторов АМБ Белоярской АЭС предполагает разделку ОТВС прямо на станции, с последующей доставкой в ПО «Маяк» на переработку в специальных осушенных пеналах и существующих контейнерах....

Транспортный пакет для перевозки упаковок ТУК-19
Транспортный пакет для перевозки упаковок ТУК-19

О.П.Баринков, Б.А.Канашов (ООО «НПФ «Сосны»), К.В.Голубкин, В.М.Ипатов (ФГУП «ПО «Маяк»)

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2009

Традиционно отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС ) в пределах Российской Федерации перевозились по железной дороге в специальных вагонах. Международная программа возврата ОЯТ исследовательских реакторов (ИР), построенных по российским проектам, поставила перед предприятиями отрасли новые задачи, заставив использовать практически все виды транспорта, в том числе воздушный. ...

Количество просмотров: 3263

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!