Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Транспортирование ОЯТ по воздуху: обоснование безопасности

   С.В. Комаров, Б.А. Канашов, О.П. Баринков, А.Н. Дорофеев

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", №1, 2010

PDF версия

Традиционно отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) в пределах Российской Федерации перевозились по железной дороге в специальных вагонах. Международная программа возврата ОЯТ исследовательских реакторов (ИР), построенных по российским проектам, поставила перед предприятиями отрасли новые задачи, заставив использовать практически все виды транспорта, в том числе воздушный.

Большинство исследовательских реакторов не могут принимать на своей территории тяжелые и крупногабаритные контейнеры. Использование российского контейнера ТУК-19 массой до 5 т не требует значительной модернизации оборудования ИР; более того, расчеты показали, что в нем можно перевозить ОЯТ ИР всеми видами транспорта, включая воздушный. Поэтому было решено использовать ТУК-19 в проекте по вывозу ОТВС из института IFIN-HH (город Магуреле, Румыния).
Для решения поставленной задачи было необходимо:
– разработать транспортный пакет, обеспечивающий перевозку упаковок ТУК-19 различными видами транспорта;
– обосновать безопасность конструкции упаковки для осуществления воздушной перевозки;
– обосновать безопасность самой перевозки.
В проекте были задействованы грузополучатель (ФГУП «ПО «Маяк»), перевозчик (ОАО «Авиакомпания «Волга-Днепр»), изготовитель грузовых контейнеров (ОАО «Абаканвагонмаш»), изготовитель оборудования для раскрепления ТУК-19 (ООО «Озерский завод нестандартного оборудования»), главное управление Российского морского регистра судоходства (РМРС), экспертные организации (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП «АТЦ СПб») и ООО НПФ «Сосны», как разработчик технологии и оборудования. Работы проводились под контролем и общим руководством Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом». Заказчиком выступала Национальная комиссия по ядерному регулированию Румынии (CNCAN).

Разработка транспортного пакета

Для обеспечения мультимодальности перевозки был разработан транспортный пакет на основе специализированного грузового крупнотоннажного 20-футового ISO-контейнера (СГКК), в котором размещались три упаковки ТУК-19 (рисунок 1). С точки зрения обращения в процессе перевозки СГКК соответствовал требованиям ISO-стандартов. По прочности СГКК удовлетворял отраслевым нормам перевозки опасных грузов различными видами транспорта: воздушным, автомобильным, железнодорожным и морским. Упаковки ТУК-19 закреплялись в СГКК с помощью системы талрепов, способных выдержать ускорения и вибрации, характерные для всех видов транспорта. Комплект раскрепления для каждого ТУК-19 состоит из основания и четырех талрепов, которые нижним концом соединяются с кронштейнами, приваренными к полу СГКК, а верхним концом – с хомутом, охватывающим ТУК-19.
СГКК прошел экспертизу в РМРС на соответствие требованиям стандартов. После успешных испытаний на испытательных стендах, освидетельствованных РМРС, получен сертификат-разрешение №08.11146.130 о допущении к перевозке грузов.

Обоснование безопасности конструкции упаковки

Российские (НП-053-04) и международные (TS-R-1) правила допускают воздушную перевозку радиоактивных делящихся материалов в транспортных упаковочных комплектах типа В с ограничением по активности. В связи с тем, что активность четырех самых «горячих» румынских ОТВС не превышала значения 3000 А2 (3000х1013 Бк) установленного правилами, было принято решение сертифицировать упаковку по типу B (U).
Наиболее сложной задачей оказалось доказательство сохранения подкритичности единичной упаковки при усиленной серии испытаний: на прокол (разрыв), усиленное тепловое воздействие и столкновение. В соответствии с требованиями правил, упаковки с делящимися материалами, предназначенные к перевозке воздушным транспортом, должны обеспечивать ядерную безопасность после двух серий дополнительных усиленных испытаний, имитирующих авиационные аварии. В связи с этим эксперты ВНИИЭФ провели расчетные исследования процесса динамического деформирования и оценка прочности упаковки ТУК-19 при воздействии механических нагрузок, моделирующих нормальные условия эксплуатации, а также нештатные условия перевозки, включая авиационную аварию.
Результаты показали, что после воздействия на отдельную упаковку механических аварийных нагрузок (падения с высоты 9 м и на штырь с высоты 3 м, падения на упаковку тела массой 500 кг с высоты 9 м) исходная герметичность и прочность ТУК сохраняются. Обеспечиваются извлечение из ТУК чехла с ОТВС и последующая выемка сборок из чехла. При столкновении упаковки с жесткой преградой на скорости 90 м/с под многими углами происходит разрушение болтового соединения крышки и корпуса. При этом целостность ТУК-19 (радиационной защиты) сохраняется, чехол и ОТВС деформируются, происходит разрушение ОТВС и твэлов. Выброса чехла с ОТВС из корпуса ТУК-19 в большинстве случаев не происходит. В процессе деформирования ТУК-19 возможно заклинивание его крышки в корпусе ТУК-19.
В соответствии с действующей в Российской Федерации процедурой оформления сертификатов-разрешений специалисты ОЯБ «ГНЦ РФ-ФЭИ» выполнили независимую оценку обеспечения ядерной безопасности упаковки. В наихудшем случае столкновения упаковки с жесткой преградой Кэфф=0,872, что не превышает значения, установленного правилами (0,95). Показано, что транспортирование ТУК-19 с ОТВС типа С-36 автомобильным и авиационным транспортом удовлетворяет требованиям ядерной безопасности, изложенным в правилах.
Поскольку максимальное суммарное остаточное тепловыделение в упаковке с четырьмя ОТВС составляло не более 9 Вт, температура на внешней поверхности ТУК-19 в нормальных условиях эксплуатации не превышала 40оС. Результаты расчетных и измеренных уровней излучения от ТУК-19, загруженного четырьмя ОТВС с максимальными радиационными характеристиками, свидетельствуют, что в нормальных условиях перевозки мощность дозы излучения на поверхности упаковки (0,158 мЗв/ч) значительно меньше установленной правилами (2 мЗв/ч). Поскольку при аварии целостность радиационной защиты не нарушается, мощность дозы излучения на расстоянии 1 м от поверхности упаковки не будет превышать 0,038 мЗв/ч, что значительно меньше значения, установленного правилами (10 мЗв/ч).
Правила ограничивают пределы активности при утечке радиоактивного содержимого из упаковок. Для нормальных перевозки максимально допустимое значение составляет 10-6 А2/ч, при авариях – 10А2 в неделю для Kr-85 и А2 для всех других радионуклидов. Согласно расчетам, потери радиоактивного содержимого из ТУК-19 в обычных условиях перевозки за 1 ч могут составить 5,7х103 Бк, что соответствует примерно 0,06% от величины А2 (1х1013 Бк), при аварии – не более 0,005%.

Обоснование безопасности перевозки

При оценке радиационных рисков предполагалось, что ТУК-19 при перевозке ОЯТ является опасным производственным объектом, соответственно, использовалась нормативная документация для АЭС. Поэтому аварии с вероятностью выше 10-7 в расчете на один рейс в год рассматривались как проектные, с вероятностью ниже 10-7, но выше 10-10 – как запроектные (при них может возникнуть необходимость принятия мер для защиты населения). Критерий вмешательства – 0,1 Зв; эта же величина выбрана в качестве максимального значения доз для персонала, участвующего в перевозке, при проектных авариях. На рисунке 2 приведено дерево событий (чрезвычайных ситуаций) при авиаперевозке ОЯТ по маршруту Бухарест-Екатеринбург, при которых не исключаются радиационные аварии, а также вероятность возникновения таких ситуаций.
При нормальных условиях перевозки воздушным транспортом ОТВС в ТУК-19 обеспечивается безопасность и сопровождающего груз персонала, и населения. Соблюдение критериев приемлемого риска для персонала обеспечивается за счет особенностей упаковок ОЯТ и дозиметрического контроля, а для населения – за счет соблюдения требований правил.
При анализе чрезвычайных ситуаций установлено, что не существует вероятных событий (Р>1х10-7), которые могут быть расценены по шкале INES как аварии (рис. 3). Вероятные события (1, 3, 8) расцениваются как инциденты, а события с наиболее тяжелыми последствиями (4-7) маловероятны. Событие 2 и маловероятно, и не имеет серьезных последствий.
При разработке проекта большое внимание уделялось аварийной поддержке. При активном содействии АТЦ СПб была разработана аварийная карточка №7-02, определяющая первичные действия экипажа воздушного судна, сопровождающего персонала и аварийно-спасательных служб в случае аварии.
После завершения всех работ по обоснованию безопасности был получен сертификат-разрешение №RUS/3104/B(U)F-96T на конструкцию упаковки и перевозку.

***

Вечером 29 июня 2009 года автоколонна с транспортными пакетами покинула территорию института IFIN-HH и под охраной направилась в сторону аэропорта Бухареста, где контейнеры были загружены в самолет АН-124-100. Маршрут полета проходил в обход крупных населенных пунктов и опасных производственных объектов, во избежание пересечения воздушного пространства третьих стран – над Черным морем. После промежуточной посадки в Ульяновске самолет благополучно приземлился в аэропорту «Кольцово», откуда груз автомобильным транспортом был доставлен на ПО «Маяк».
Проект вывоза ОЯТ реактора ВВР-С из Румынии показал, что перевозка упаковок ОЯТ с ограниченной активностью с использованием воздушного транспорта и возможна, и безопасна.

Количество просмотров: 1510

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!