Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Упаковка типа C для перевозки радиоактивных материалов без ограничения по активности любыми видами транспорта, включая воздушный

TUK-145/C

 

Упаковка типа С – это транспортный упаковочный комплект, в котором можно перевозить радиоактивные материалы без ограничений по активности любыми видами транспорта, включая воздушный. Упаковка типа С должна оставаться герметичной после столкновения с мишенью со скоростью 90 м/с, что эквивалентно падению контейнера с высоты около 450 м.

Работа выполнялась в рамках российско-американской программы RRRFR по заказу Департамента Энергетики США и направлена на повышение безопасности воздушных перевозок радиоактивных материалов. Это первая в мире упаковка типа С для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов (ИР) воздушным транспортом.

Защитно-демпфирующий кожух (ЗДК) упаковки был разработан специалистами ООО НПФ «Сосны» совместно с экспертами ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ». В течение 2009–2010 гг. был проведен анализ различных конструкций ЗДК и материалов для него. Было рассмотрено множество вариантов, из которых на основе проведенных экспертами расчетов была выбрана оптимальная конструкция: вертикальный цилиндр, заполненный полыми сферами, состоящий из двух частей с фланцевым соединением в средней части, внутри которого размещается контейнер SKODA VPVR/M. Основным материалом ЗДК является титановый сплав ОТ4 ГОСТ 19807-91.

К середине 2010 года была завершена разработка эскизного проекта упаковки, получившей обозначение ТУК-145/С. В апреле 2011 года технический проект был согласован с компаниями-перевозчиками и предприятием, проводящим сертификационные испытания. В соответствии с требованиями нормативных документов было выполнено расчётное моделирование возможных аварийных ситуаций при перевозке ОЯТ в ТУК-145/С.

В мае 2011 г. на ракетном треке ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» были успешно проведены испытания макета ТУК-145/С (масштаб 1:2,5) на столкновение с препятствием при скорости более 90 м/с. После этого был выпущен сертификат-разрешение на конструкцию упаковки ТУК-145/С.

 

 

Макет ТУК-145/С перед испытаниями на ракетном треке

Состояние макета после испытаний

 

Технические характеристики ТУК-145/С:

Габаритные размеры  2816х3065 мм 
 Масса загруженного TУK-145/C  29650 кг
 Масса порожнего TУK-145/C  29200 кг
 Масса ЗДК  18500 кг
 Количество ячеек для ОТВС  36
 Cрок эксплуатации  30 лет

 

ТУК-145/С может быть использован для экстренных перевозок ядерных материалов, для транспортирования ОЯТ на исследования, а облучательных устройств с ядерными материалами и высокоактивных РАО — на хранение или захоронение.

Специалисты НПФ «Сосны» разработали транспортно-технологические схемы для разных вариантов обращения с ТУК-145/С. Первый вариант предполагает наличие хорошей дорожной инфраструктуры между грузоотправителем и аэропортом. Контейнер SKODA VPVR/M с ОЯТ загружают в ЗДК на объекте грузоотправителя и затем перевозят в аэропорт на автомобильном полуприцепе. В один самолет Ан-124-100 может быть загружено до двух полуприцепов с упаковками ТУК-145/С. Таким образом были выполнены три перевозки ОЯТ исследовательского реактора из Венгрии в 2013 году по программе RRRFR, а также перевозки из Ганы (2017) и из Нигерии (2018) в Китайскую Народную Республику в рамках программы конверсии реакторов MNSR. Для перевозки активной зоны и отдельных твэлов MNSR ТУК-145/С был оснащен новым чехлом для размещения топлива и сертифицирован как ТУК-145/С-MNSR. 

При использовании данной схемы для перевозки ТУК‑145/С (ТУК-145/С-MNSR) автомобильным и воздушным транспортом оформляется один сертификат-разрешение.

 

 

Формирование упаковки ТУК-145/С на объекте грузоотправителя

Загрузка ТУК-145/С в самолет Aн-124-100 вместе с полуприцепом

 

Во втором варианте упаковку ТУК SKODA VPVR/M в ISO-контейнере перевозят автотранспортом в аэропорт, где контейнер SKODA VPVR/M помещают в заранее доставленный ЗДК. Упаковку TУK-145/C загружают на борт самолета Aн-124-100 с помощью роликовой системы. Данный способ загрузки был использован при вывозе ОЯТ ИР из Вьетнама в 2013 году в рамках программы RRRFR. Также возможно формирование упаковки в аэропорту на автомобильном полуприцепе с дальнейшей загрузкой его в самолет, как это было сделано при вывозе жидкого ОЯТ ИР из Узбекистана  в 2015 году.  Для этого варианта необходимо оформлять два сертификата-разрешения: на наземную перевозку ТУК SKODA VPVR/M (упаковка типа В) и на воздушную перевозку ТУК-145/С (упаковка типа С).

 

Формирование упаковки ТУК-145/С в аэропорту грузоотправителя

Загрузка ТУК-145/С в самолет Aн-124-100 на специальной роликовой системе

 

 

Публикации: 

Программа "Вести. Энергетика" от 16.07.2011 о создании ТУК-145/С

Международная школа-семинар по ядерным технологиям "Черемшанские чтения", Димитровград, 24-27 апреля 2012 г.: Разработка упаковки типа С для перевозки ОЯТ ИР различными видами транспорта, включая воздушный

Nuclear Engineering International magazine, February 2014 Edition: Developing a Spent Fuel Cask For Air Transport

Семинар «Нейтроника-2014» : Нейтронно-физические проблемы ядерной энергетики, г. Обнинск, 21–24.10.2014: Упаковка типа С: создание и перспективы дальнейшего использования

X Международный форум «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов – «Атомтранс-2015», С.-Петербург, 5-9 октября 2015 г.: Опыт использования упаковки типа С для авиаперевозок ОЯТ исследовательских реакторов

 

 

Количество просмотров: 4162

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!