Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Железнодорожные транспортеры для перевозки ТУК с ОТВС энергетических реакторов

На атомных станциях и заводах по переработке ОЯТ десятилетиями отработана схема загрузки транспортных упаковочных комплектов (ТУК) с отработавшими ТВС на железнодорожный транспорт, формирования и перевозки эшелонов с ядерными материалами по железной дороге. Железнодорожные перевозки являются более безопасными по сравнению с автомобильными, поскольку позволяют обеспечить как надежную физическую защиту, так и безаварийное транспортирование ОЯТ.

В атомной отрасли на настоящий момент отсутствует предприятие, специализирующееся на поставках специальных железнодорожных транспортеров. Учитывая небольшие серии транспортеров для атомной промышленности, вагоностроительные комбинаты железнодорожной отрасли не заинтересованы в таких работах. Поэтому создание специальных железнодорожных транспортеров в настоящее время возможно осуществить только на опытно-экспериментальных производствах.

Однако создание специальных железнодорожных транспортеров весьма трудозатратно. Например, независимо от величины серии, помимо разработки и изготовления, в соответствии с действующей нормативной документацией требуется проведение сертификационных испытаний. 

Для успешного решения данной задачи необходимо консолидировать работу нескольких предприятий.

 

Железнодорожный транспортер ТК-Е-140

При создании транспортеров ТК-Е-140 и ТК-У-141 в рамках инвестиционного проекта по замене устаревшего парка ТУК для перевозок ОТВС ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 заказчиком выступило АО ФЦЯРБ; головным исполнителем – ООО НПФ «Сосны»; разработчиком – АО «Центральное Конструкторское Бюро Транспортного Машиностроения» (АО «ЦКБ ТМ»), г. Тверь, при научно-технической поддержке НИИ железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»), г. Москва. Транспортеры были изготовлены в АО «УК «Брянский машиностроительный завод» (АО «Трансмашхолдинг»), г. Брянск. Контролирующим органом являлся Регистр сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (ФБУ «РС ФЖТ»), г. Москва.

Железнодорожные транспортеры ТК-Е-140 и ТК-У-141 были созданы в 2016 году в кооперации с АО «ЦКБ ТМ» и АО «УК «БМЗ». ТК-Е-140 предназначен для перевозки ТУК-140 с увеличенной загрузкой ОТВС реакторов ВВЭР-440 (1,2,3 поколения) взамен ТУК-6. Имеет европейский габарит 02-ВМ. Транспортер прошел сертификационные испытания в конце 2016 года, «холодные» испытания на ФГУП «ПО «Маяк» в начале 2018 года. Идет подготовка к «холодным» испытаниям на Кольской АЭС для дальнейшей эксплуатации по назначению.

 

Железнодорожный транспортер ТК-У-141

Железнодорожный транспортер ТК-У-141 имеет габарит 1-Т и предназначен для эксплуатации только на российских железных дорогах. Разработан для перевозки ТУК-141 с увеличенной загрузкой ОТВС реакторов ВВЭР-1000 с повышенным выгоранием и обогащением топлива (взамен ТУК-13). В 2017 году проведены «холодные» испытания на Калининской АЭС, ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК», проведен пробный вывоз ОТВС с Балаковской АЭС.

Для испытаний транспортеров ТК-Е-140 и ТК-У-141 был разработан универсальный массо-габаритный макет массой 125 т. Рама с набором грузов имитирует основные габариты ТУК, массу и распределение массы ТУК. Макет не требует привлечения специального крана большой грузоподъемности.

В мае 2017 года в связи с началом переработки ОТВС ВВЭР-1000 ФГУП «ПО «Маяк» объявил конкурс на поставку пяти транспортеров ТК-13Т-2, предназначенных для межобъектовых перевозок транспортных контейнеров типа ТК-13 или ТК-13/1.

В качестве основного координатора работ выступила Научно-производственная фирма «Сосны», которая также изготовила на собственном опытном производстве кузова и специальное нестандартное оборудование транспортеров и обеспечила контроль соблюдения требований норм и правил в области безопасного использования атомной энергии.

Второй участник работ – АО «ЦКБ ТМ» – выполнил корректировку и адаптацию РКД, изготовил комплектующие, выполнил сборку транспортеров.  

Работы выполнялись под контролем ФБУ «РС ФЖТ» и АО «РЖД».

Перед проведением «холодных» испытаний конструкторы НПФ «Сосны» выполнили проверку совместимости ТУК-13, штатной траверсы ФГУП «ПО «Маяк» и транспортера ТК-13Т-2 путем анализа конструкторской документации и 3D-моделирования.

Изготовленные транспортеры прошли сертификационные испытания и технологические «холодные» испытания на ФГУП «ПО «Маяк».

 

Изготовление кузова транспортера ТК-13Т-2 на опытно-экспериментальном производстве НПФ «Сосны»

Железнодорожный транспортер ТК-13Т-2

 

Таким образом, благодаря кооперации ООО НПФ «Сосны» и АО «ЦКБ ТМ» были изготовлены и поставлены заказчику железнодорожные вагоны-транспортеры для перевозки ОЯТ. В ходе работ было подготовлено опытное производство ООО НПФ «Сосны» для изготовления кузовов и специального оборудования транспортеров. Освоено производство трех типов железнодорожных вагонов-транспортеров: ТК-Е-140, ТК-У-141, ТК-13Т-2.

 

Об этом пишут:

АО ФЦЯРБ: ТУК на Маяке

 

 

Количество просмотров: 3307

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!