Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Подготовка к перевозке отработавших ТВС реакторов ЭГП-6 Билибинской АЭС

В течение длительного времени отработавшее ядерное топливо реактора ЭГП-6 на Билибинской АЭС хранится в четырех приреакторных бассейнах выдержки. Два из них осушены, два — заполнены водой. ОТВС в осушенных бассейнах размещены в пеналах из конструкционной стали, которые связаны между собой проволокой вплотную друг к другу. Часть пеналов с ОТВС находится в труднодоступных нишах бассейнов. В проекте станции отсутствует технология и транспортные средства для обращения с ОТВС за пределами центрального зала и их вывоза с территории АЭС. Ситуация осложняется удаленностью Билибинской АЭС и отсутствием необходимой транспортной инфраструктуры.

В 2010 году в рамках государственного контракта с Госкорпорацией «Росатом» специалисты НПФ «Сосны» провели комплексное инженерно-радиационное обследование бассейнов выдержки с использованием специально разработанного оборудования. После этого появилась возможность создания технологии и оборудования для удаления ОЯТ из здания реакторной установки ЭГП-6.

 

ОТВС в сухом хранилище

Билибинская АЭС

 

Разработанная в НПФ «Сосны» технология предусматривала извлечение пеналов с ОТВС из сухого хранилища с помощью дистанционно управляемых манипуляторов, разделку ОТВС на конструкционную и топливную части, перетаривание топливной части в транспортные ампулы, осушку ампул и их герметизацию путем заварки крышки. Загружать ампулы с ОЯТ в транспортные контейнеры предполагалось с использованием перегрузочного контейнера.

Для извлечения пеналов с ОТВС из бассейнов был разработан специальный захват-манипулятор. Основной трудностью при его создании было достижение требуемой грузоподъемности при жестких ограничениях размеров конструкции и значительном «вылете» стрелы при выполнении операций в нишах. Манипулятор предложенной конструкции может устанавливаться в существующие отверстия в плитах перекрытия, после чего его стрела переводится в рабочее положение.

 

Прототип манипулятора для извлечения пеналов с ОТВС из бассейнов выдержки

 

Было разработано и другое оборудование, в том числе для резки и капсулирования ОТВС.

 

Прототип автоматизированной установки разделки пеналов и капсулирования ОТВС

Проверка работоспособности конструктивных решений наиболее ответственных узлов оборудования и отработка технологических операций были проведены на экспериментальной площадке на территории НПФ «Сосны». Площадка включала участки выгрузки, входного контроля ОТВС, участок пеналирования с макетами установок разделки пеналов и капсулирования ОТВС, участки осушения и замены среды в ампулах с ОЯТ и контроля герметичности сварного соединения. Безопасность оборудования для выгрузки ОТВС была обоснована с учетом сейсмологических характеристик района размещения Билибинской АЭС.

Для принятия окончательного решения о судьбе ОТВС реактора ЭГП-6 были проведены технико-экономические исследования (ТЭИ) с целью определения наиболее приемлемого с экономической точки зрения сценария. Было предложено три варианта:

1) дальнейшее хранение ОТВС в бассейнах выдержки;

2) захоронение в ближайших окрестностях АЭС (в шахтах или в штольнях);

3) вывоз ОТВС на переработку или долговременное хранение.

В ходе выполнения ТЭИ были рассмотрены достоинства и недостатки каждого варианта, оценены сроки и стоимость их реализации. По итогам ТЭИ в качестве основного варианта обращения с ОЯТ Билибинской АЭС рабочая группа, состоящая из представителей Госкорпорации «Росатом», АО «Концерн «Росэнергоатом», администрации Чукотского автономного округа и экспертных организаций, рекомендовала вариант немедленного вывоза ОЯТ.

Специалистами НПФ «Сосны» были разработаны различные способы перевозки ОЯТ Билибинской АЭС на перерабатывающий завод. Было показано, что возможность вывоза ОТВС «на материк» существует; проработаны несколько маршрутов с использованием автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного видов транспорта; оценена стоимость и временные затраты на их выполнение. Была также проведена работа по оценке радиационных рисков персонала и населения при различных вариантах транспортирования ОЯТ Билибинской АЭС на переработку.

В 2013 году специалисты НПФ «Сосны» в рамках государственного контракта выполнили предпроектные исследования; выпустили ДОН, ОВОС и ОБИН; организовали и провели в г. Билибино общественные слушания, на которых обсуждалось воздействие предполагающейся деятельности на окружающую среду. По итогам этих работ Госкорпорация «Росатом» выпустила рабочую программу подготовки к выводу из эксплуатации Билибинской АЭС.

 

Объявление об общественных слушаниях в г. Билибино

 

 

Публикации:

Международная школа-семинар по ядерным технологиям "Черемшанские чтения", Димитровград, 24-27 апреля 2012 г.: Обоснование безопасности вновь разрабатываемых технологий и оборудования, предполагаемых к применению на Билибинской АЭС при подготовке ОТВС РУ ЭГП-6 к дальнейшему обращению

«Безопасность ядерных технологий и окружающей среды», № 3, 2012: Промежуточные итоги и перспективы обращения с ОЯТ Билибинской АЭС

 

Технико-экономическое обоснование обращения с отработавшим ядерным топливом Билибинской АЭС

В 2018 году Государственной корпорацией «Росатом» было принято решение «О создании транспортно-технологической системы и сооружении узла по подготовке ОЯТ к вывозу с временным хранилищем для ТУК с ОЯТ на Билибинской АЭС», согласно которому требуется спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию объекты транспортно-технологической системы, обеспечивающие удаление ОТВС с энергоблоков, загрузку ОТВС без отделения концевых деталей в двухцелевой ТУК и размещение упаковки с ОЯТ в хранилище до момента вывоза на переработку.

В 2021 году целях выполнения мероприятия «Обеспечение поддержания безопасного состояния ядерно и радиационно опасных объектов» ФЦП ЯРБ «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы на период до 2030 год» Госкорпорация «Росатом» заключила с ООО НПФ «Сосны» государственный контракт.

В соответствии с техническим заданием к государственному контракту наша организация выпустила технический отчёт «Разработка технико-экономического обоснования обращения с отработавшим ядерным топливом Билибинской АЭС» в котором проанализированы следующие варианты вывоза ОЯТ Билибинской АЭС в специальном ТУК на ФГУП «ПО «Маяк»:

1) с использованием морского транспорта через порт Певек;

2) с использованием морского транспорта через планируемый грузовой терминал Наглейнын порта Певек;

3) с использованием воздушного транспорта с учетом автомобильной доставки до/от аэропорта.

По вариантам 1 и 2 транспортная схема состоит из нескольких участков: автомобильный участок, площадка временного хранения, перегрузка на морской транспорт, сезонная морская перевозка судном класса ОЯТ-2 по северному морскому пути, перегрузка в ФГУП «Атомфлот» на ж.д. транспорт, ж.д. перевозка ТУК на вагонах-транспортерах либо на грузовых платформах в 40-футовых контейнерах на перерабатывающее предприятие.

В качестве исходных данных при анализе вариантов приняты: проектная длительность загрузки ОТВС в ТУК на УП Билибинской АЭС и подготовки ТУК к вывозу, проектное количество мест хранения ТУК на УП, плановая продолжительность работ потенциальных исполнителей, грузоотправителя, грузополучателя, а также данные официальных информационных и предписывающих документов, стандартов, норм и правил. На основе исходных данных сформированы и оптимизированы графики перевозок, по результатам анализа которых получены количественные характеристики (необходимое количество ТУК, количество транспортных средств, количество рейсов транспортных средств, количество перевозимых ОТВС и др.) для вывоза всего объема ОТВС по различным вариантам.

Подготовленный массив информации, включающий технико-коммерческие предложения перевозчиков ОЯТ, поставщиков транспортных средств и оборудования (включая оборудование ФГУП «ПО «Маяк» для обращения с ТУК и ОТВС реакторов ЭГП-6 Билибинской АЭС) и сметных расчетов вновь создаваемой инфраструктуры для промежуточного хранения ТУК с ОЯТ и порожних ТУК, позволил выполнить оценку затрат (затраты на переработку ОЯТ не входили в объем технического задания) по рассматриваемым вариантам вывоза.  

Также в ходе выполнения работы было определено требуемое исходное состояние объектов инфраструктуры и комплекс подготовительных работ. Были определены риски при реализации вариантов и проведено обоснование выбора наиболее оптимального морского варианта с учетом проведенных оценок затрат. Показана нецелесообразность и крайняя дороговизна варианта вывоза ОЯТ с использованием воздушного транспорта.

Подготовленный технический отчет был согласован с АО «Концерн Росэнергоатом», ФГУП «Атомфлот», ФГУП «ПО «Маяк» и принят Госкорпорацией «Росатом».

 

 

Количество просмотров: 3699

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!