Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Транспортный упаковочный комплект SOSNY C168 для перевозки ОЯТ наземными видами транспорта

Транспортный упаковочный комплект (ТУК) SOSNY C168 был разработан для перевозки облученного топлива на исследования в защитных камерах China Institute of Atomic Energy (CIAE).

ТУК SOSNY C168 может быть использован для перевозки ОТВС и твэлов исследовательских, экспериментальных, энергетических реакторов на быстрых или тепловых нейтронах с диоксидным урановым или смешанным оксидным (МОКС) топливом.

Упаковка ТУК SOSNY С168 относится к типу B(U) с радиоактивным содержимым и предназначена для перевозки автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта в соответствии с требованиями правил НП-053−16, SSR-6, TS-R-1 и GB 11806-2004 (китайский аналог правил TS-R-1).

Транспортирование упаковки ТУК SOSNY С168 осуществляется на специально разработанной транспортной раме, основание которой аналогично основанию 20-футового ISO-контейнера. Данное техническое решение позволяет перевозить упаковку ТУК SOSNY С168 на транспортном средстве, предназначенном для перевозки стандартного 20-футового ISO-контейнера, без использования дополнительных устройств раскрепления.

ТУК SOSNY C168 представляет собой защитный контейнер с демпферами, внутри которого размещается чехол для ОТВС или чехол для упорядоченной загрузки пеналов с твэлами. Разработаны два вида пеналов для твэлов: герметичные и негерметичные.

 

 Конструкция ТУК SOSNY C168

 

Корпус контейнера представляет собой герметичный толстостенный цилиндрический сосуд, закрывающийся крышкой. В дне корпуса выполнена проходка для установки специальной штанги для выгрузки содержимого контейнера в защитной камере, а также для слива воды из полости контейнера при извлечении его из бассейна. Во время транспортирования данная проходка герметично закрывается заглушкой.

Биологическая защита обеспечивается свинцовой втулкой, установленной внутри корпуса контейнера, а также свинцовыми вставками в дне чехлов. Снаружи корпуса располагается нейтронная защита из полиэтилена.

Для обеспечения защиты персонала при загрузке и выгрузке радиоактивного содержимого в верхней части контейнера предусмотрен поворотный шибер, который также обеспечивает биологическую защиту со стороны верхнего торца контейнера.

Чехол для ОТВС предназначен для размещения одной ОТВС. Для перевозки ОТВС разных типов в чехол могут устанавливаться сменные ложементы. Наружная поверхность чехла оснащена нейтронным поглотителем (карбид бора).

В чехол для упорядоченной загрузки пеналов с твэлами может быть загружено пять герметичных или негерметичных пеналов, во внутренней полости которых размещен съемный сепаратор с четырьмя ячейками для твэлов. В конструкции герметичного пенала предусмотрена система удаления воды после загрузки твэлов. После осушки пенал заполняется гелием. Герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами на крышке пенала. В крышке и дне негерметичного пенала выполнены дренажные отверстия. 

 

Основные технические характеристики ТУК SOSNY C168:

Габаритные размеры:   
   длина (с демпферами)  5886 мм 
   наружный диаметр (по демпферам)  1450 мм 
   наружный диаметр (по корпусу)  790 мм 
Размеры внутренней полости контейнера (диаметр × длина)   221×4836 мм 
Толщина стальной стенки корпуса  88 мм 
Толщина свинцовой защиты корпуса  не менее 140 мм 
Масса ТУК SOSNY C168  не более 21900 кг 
Масса загруженной упаковки  не более 22000 кг 
Газовая среда внутри ТУК с ОЯТ  воздушно-гелиевая смесь (не менее 90 % гелия) 
Рабочее давление газовой среды при транспортировании  атмосферное 
Основной конструкционный материал  коррозионно-стойкая сталь 12Х18Н10Т 
Материал энергопоглощающих элементов демпферов  09Г2С 
Биологическая защита  свинец С3 
Нейтронная защита  полиэтилен 
Класс безопасности   3 по НП-016-05 

 

 

ТУК SOSNY С168 комплектуется вспомогательным оборудованием для перевозки и для обращения с ним, а также запасными частями и инструментом.

В состав вспомогательного оборудования для перевозки ТУК SOSNY С168 входит транспортная рама, предназначенная для установки ТУК на транспортном средстве в горизонтальном положении и для защиты от атмосферных осадков в процессе транспортирования и технологического хранения ТУК.

В состав вспомогательного оборудования для обращения с ТУК SOSNY С168 входят:

  • траверса грузоподъемностью 25 т для кантования и перемещения ТУК в вертикальном положении;
  • гнездо для установки и фиксации чехлов в бассейне во время загрузки ОТВС или пеналов с твэлами;
  • устройство удаления воды из герметичного пенала для твэлов;
  • штанга для загрузки/выгрузки содержимого ТУК в защитной камере;
  • захват и направляющий стержень для снятия крышки ТУК;
  • устройство установки крышки и перемещения пенала для твэлов;
  • устройство фиксации пенала для твэлов при выполнении загрузки твэлов;
  • подставка для размещения контейнера в вертикальном положении в бассейне при выгрузке или загрузке чехлов;
  • система осушки, предназначенная для удаления воды, осушки и заполнения гелием герметичных пеналов для твэлов, а также осушки и заполнения гелием контейнера;
  • система контроля герметичности контейнера;
  • захват для дистанционного обращения с чехлами в бассейне;
  • устройство для снятия крышки пенала в защитной камере

и другие приспособления.

Класс безопасности вспомогательного оборудования для обращения с ТУК – 3 по НП-016-05.

Класс безопасности системы осушки и системы контроля герметичности – 4 по НП-016-05.

Контейнер и вспомогательное оборудование допускают дезактивацию с помощью дезактивирующих растворов.

 

В 2019 году получен российский сертификат-разрешение RUS/3251/B(U)F‑96 на конструкцию упаковки ТУК SOSNY C168 с ОЯТ китайских реакторов типа CEFR, CARR, CFR 600 и PWR.

Сертификат-разрешение RUS/3251/B(U)F‑96 допускает следующее радиоактивное содержимое ТУК SOSNY C168:

  • одна ОТВС реакторов на быстрых нейтронах типа CEFR и CARR с габаритными размерами до 74×2592 мм с топливом UO2, МОКС, U3Si2 обогащением до 64,9 % по урану-235 (содержание PuO2 в МОКС до 25,2 %), с выгоранием топлива до 60 МВт·сут/кгU;
  • до двадцати поврежденных или неповрежденных твэлов реактора на быстрых нейтронах типа CFR 600 с габаритными размерами до 15×3000 мм с топливом UO2, МОКС обогащением до 30 % по урану-235 (содержание PuO2 в МОКС до 31,3 %), с выгоранием топлива до 120 МВт·сут/кгU;
  • до двадцати поврежденных или неповрежденных твэлов реакторов типа PWR с габаритными размерами до 15×4550 мм с топливом UO2 обогащением до 5 % по урану‑235, с выгоранием топлива до 70 МВт·сут/кгU.

При необходимости может быть выполнено обоснование безопасности конструкции упаковки ТУК SOSNY C168 и получен сертификат-разрешение для перевозки облученных ТВС и твэлов других (в том числе российских) исследовательских и энергетических реакторов на быстрых и тепловых нейтронах с габаритными размерами до 200×4550 мм и с широким диапазоном топливной композиции, обогащения и выгорания топлива.

 

Публикация по теме:

Известия ВУзов. Ядерная энергетика, №2, 2023 :  Расчетно-экспериментальные исследования узла герметизации контейнера для транспортирования облученного ядерного топлива.

 

 

 

 

 

Количество просмотров: 1907

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!