Акционерное общество
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «СОСНЫ»
(АО НПФ «Сосны»)

Основано в 1992 году

Участие в программе RRRFR. История транспортных операций

"Горизонты атома" от 8.11.2014 о Программе RRRFR

Основной целью Программы возврата топлива исследовательских реакторов российского производства (RRRFR), проводимой в рамках Глобальной инициативы по снижению ядерной угрозы, является нераспространение ядерных материалов путем ликвидации накопленных запасов высокообогащенного урана (ВОУ) и перевода исследовательских реакторов на низкообогащенное урановое топливо (НОУ).

Успешное выполнение Программы приема американского отработанного ядерного топлива с зарубежных исследовательских реакторов на переработку и утилизацию подвигло Министерство энергетики США (DOE) начать подобную работу и в России. В 1999 году начались трехсторонние обсуждения между США, Россией и МАГАТЭ, в ходе которых было определено более 20 исследовательских реакторов в 17 странах, имеющих топливо российского/советского производства: Беларусь, Болгария, Китай, Чехия, Северная Корея, Египет, Германия, Венгрия, Казахстан,Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Украина, Узбекистан, Вьетнам и Сербия. В 2000 году Генеральный секретарь МАГАТЭ направил письмо правительствам 15-ти стран с целью выявить их желание вернуть отработанный ВОУ в Российскую Федерацию. 14 стран ответили положительно.

26 мая 2004 года в Вене (Австрия) министр энергетики США С.Абрахам заявил о Глобальной инициативе по снижению ядерной угрозы, которая направлена на утилизацию уязвимых ядерных и радиоактивных материалов повышенного риска по всему миру, представляющих потенциальную угрозу как Соединенным Штатам, так и международному сообществу. 28 мая 2004 года Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве по перевозке ядерного топлива исследовательских реакторов российского производства в Российскую Федерацию. Данное соглашение стало юридической основой для сотрудничества между Соединенными Штатами и Российской Федерацией по возврату топлива исследовательских реакторов российского происхождения из стран, присоединившихся к воззванию Генерального секретаря МАГАТЭ.

В феврале 2005 года в Братиславе (Словакия) президенты Буш и Путин подписали Совместную декларацию, указывающую, что Соединенные Штаты принимают на себя особую ответственность за безопасность ядерного оружия и делящихся материалов с тем, чтобы исключить возможность попадания этого оружия и материалов в руки террористов. Совместной декларацией была организована Двусторонняя межведомственная группа, возглавляемая министром энергетики США и руководителем Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации (Росатом), для решения вопросов сотрудничества в области ядерной безопасности и надзора за выполнением совместных работ.

С российской стороны к осуществлению Программы были привлечены такие предприятия, как ОАО "Техснабэкспорт", ФГУП "ФЦЯРБ", ФГУП "ПО "Маяк", ОАО "ГНЦ НИИАР", ООО "АК "Волга-Днепр", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ" и другие. Научно-производственная фирма "Сосны" принимала непосредственное участие в большинстве проектов программы на всех этапах выполнения операций:

  • разработка технологии и оборудования для загрузки ОТВС в контейнеры;
  • разработка транспортных средств для перевозки контейнеров;
  • подготовка разрешительных документов для реализации перевозки упаковок с ОЯТ (сертификаты, технические условия на поставку ОТВС, специальные требования на воздушную перевозку и т.п.);
  • подготовка материалов Единого Проекта;
  • обучение персонала реакторных установок обращению с российскими контейнерами;
  • сопровождение грузов, оформление таможенных документов;
  • сертификация зарубежных контейнеров в РФ.

Выполнение задач Глобальной инициативы по снижению ядерной угрозы началось задолго до подписания декларации, в 2002 году. Первой страной, из которой вывозилось ядерное топливо, содержащее ВОУ, была Сербия и Черногория (в настоящее время – Сербия).

Ранним утром 22 августа 2002 года при соблюдении необходимых мер безопасности автомобильная колонна с упаковками, содержащими необлученное ядерное топливо реактора RA, пересекла контрольно-пропускной пункт Института ядерных наук "Винча" (г.Белград, Сербия) и направилась в сторону аэропорта. Около 50 кг высокообогащенного урана было вывезено в Россию самолетом ИЛ-76ТД авиакомпании "Волга-Днепр". Так был сделан первый практический шаг в реализации международной программы по возврату ядерного топлива исследовательских реакторов советского производства в Российскую Федерацию. Проект проходил под полным контролем МАГАТЭ. Операция была осуществлена на фоне сложных политических событий, связанных с балканским кризисом.

В сентябре 2003 года был реализован проект по возврату необлученного ядерного топлива реактора ВВР-С Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей» (Румыния). Было вывезено около 15 кг высокообогащенного урана. Перевозка груза осуществлялась по маршруту Бухарест–Новосибирск с использованием воздушного транспорта. Вылет состоялся 21 сентября в 21.00 мск, а 22 сентября в 3.00 мск самолет ИЛ-76ТД произвел посадку на российской территории, где товар прошел таможенное оформление и входной контроль.

В декабре 2003 года состоялся вывоз 28 неиспользованных ТВС реактора ИРТ-2000 (г. София, Болгария), содержащих 17 кг высокообогащенного урана. Топливо было доставлено российским самолетом АН-12 в аэропорт г. Ульяновска, а затем в составе автомобильной колонны – в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Все этапы операции прошли под контролем МАГАТЭ. Проект был связан с выполнением параллельной программы по снижению обогащения топлива для исследовательских реакторов.

В марте 2004 года самолетом АН-12 было вывезено 88 тепловыделяющих сборок из ядерного исследовательского центра "Тажура" (Ливия). Общий вес свежего высокобогащенного урана (до 80%) составил 18 кг. Вывезенная из Ливии в Россию партия ядерного топлива была отправлена на переработку в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Вся операция, включая подготовку разрешительных документов, была выполнена в течение двух месяцев.

Летом 2004 года была поставлена задача вывезти неиспользованные ТВС из Института ядерных исследований (г.Улугбек, Узбекистан). После оформления необходимых документов более 10 кг высокообогащенного урана было доставлено в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград) в распоряжение программы по снижению обогащения. Перевозка осуществлялась грузовым самолетом АН-12.

В 2004 – 2007 г.г. было организовано три перевозки необлученного топлива из Чехии в РФ. В 2004 году был вывезен ВОУ из Института ядерных исследований Ржеж и Технического университета (г.Прага). Общая масса урана составила более 8 кг. В 2006 году впервые в российской гражданской практике перевозок ядерных материалов был реализован пилотный проект по вывозу плутония из ИЯИ Ржеж воздушным транспортом.

Вывоз неиспользованных ТВС, содержащих высокообогащенный уран, из Польши (Институт атомной энергии, г.Отворк-Свиерк) отличался от других проектов тем, что за давностью лет поставочные документы на ОТВС были утрачены. Поэтому к работе были привлечены создатели топлива ИР из ИАЭ им.Курчатова, которые в настоящее время находятся на пенсии. После восстановления документов и предварительной подготовки в августе 2006 г. около 60 кг урана самолетом было доставлено в Димитровград.

В сентябре 2007 г. состоялся вывоз 35 неиспользованных ТВС типа ВВР-М из Института ядерных исследований (г.Далат, Вьетнам), содержащих 1,4 кг высокообогащенного урана. Возврат ВОУ состоялся при условии поставки вьетнамской стороне ТВС с низкообогащенным ураном. Неиспользованные ТВС были доставлены российским самолетом ИЛ-76ТД в ГНЦ НИИАР (г.Димитровград). Все этапы операции прошли под контролем МАГАТЭ. Проект был реализован в рамках программы по снижению обогащения топлива исследовательских реакторов.

 

RRRFR Program

Российские контейнеры ТК-С15 и ТК-С16 для перевозки необлученного ядерного топлива

 

 

В начале 2004 года начались работы по подготовке к вывозу облученных ТВС реактора ВВР-СМ (Институт ядерной физики АН Узбекистана). Разработкой документов Единого Проекта занимался "Техснабэкспорт". Поскольку проект по вывозу ОТВС из Узбекистана был первым после выхода законодательных актов, устанавливающих условия ввоза ОЯТ в РФ, наибольшая трудность заключалась в разработке специальных экологических программ и получении положительного заключения государственной экологической экспертизы Единого проекта. Тем не менее, первая партия ОЯТ ИР из Узбекистана поступила на ПО "Маяк" уже в январе 2006 года.

 

Инспекция облученных ТВС на исследовательском реакторе

В декабре 2007 года была осуществлена операция по вывозу облученных ТВС с реактора LVR-15 (ИЯИ Ржеж, Чехия). ОТВС впервые были доставлены транзитом в 16-ти чешских контейнерах SKODA VPVR/M через территорию Словакии и Украины на ПО "Маяк". Масса изотопов урана и плутония, содержащихся в ОТВС, составила более 360 кг. При транспортировании ОЯТ по территории РФ впервые были использованы зарубежные контейнеры SKODA VPVR/M, сертификат на конструкцию которых был подтвержден в Российской Федерации.

 

Российские контейнеры ТУК-19 и чешские ТУК SKODA VPVR/M для перевозки облученных ТВС ИР

В 1998 году решением правительства Латвии исследовательский реактор в г.Саласпилс был остановлен и возник вопрос о судьбе ОЯТ. После продолжительной совместной работы материалы Единого проекта по ввозу в РФ облученных ТВС, подготовленные ФГУП "ФЦЯРБ", прошли государственную экологическую экспертизу, и 15 мая 2008 года ОЯТ было доставлено на ПО "Маяк". Доставка топлива осуществлена в соответствии с соглашением между правительствами РФ и Латвии о сотрудничестве по возврату в Россию отработавшего топлива остановленного ИР. Соглашение было подписано 3 декабря 2007 года "в целях предотвращения распространения ядерного оружия и уменьшения угрозы международного терроризма".

В конце июня 2008 года началась операция по вывозу облученного топлива с реактора ИРТ-2000 (Институт ядерных исследований и ядерной энергетики Болгарской Академии Наук). 73 ОТВС, размещенные в трех чешских контейнерах SKODA VPVR/M, по реке Дунай были доставлены в украинский порт Измаил, где их ждал железнодорожный состав. В начале июля ОЯТ благополучно прибыло на ПО "Маяк". Данная операция позволила болгарским специалистам освободить хранилище ОЯТ и продолжить эксплуатацию исследовательского реактора.

Вывоз ОЯТ Будапештского исследовательского реактора (Венгрия) стал первой в программе RRRFR перевозкой с применением морского вида транспорта. Это решение было принято 22 апреля 2008 года после затянувшихся переговоров с Украиной о подписании транзитного соглашения. К 27 августа 2008 года венгерские коллеги упаковали ОТВС в 16 ТУК SKODA VPVR/M. В ночь на 16 сентября 2008 года транспортные пакеты с ОЯТ покинули территорию института и на следующий день прибыли в порт Копер (Словения), где были перегружены на морское судно. 11 октября 2008 года судно прибыло в российский порт Мурманск, где контейнеры с ОЯТ были переданы представителям ПО "Маяк".

В 2007 году начались работы по подготовке к вывозу облученных ТВС реактора ВВР-К Института ядерной физики Национального ядерного центра (г.Алматы, Казахстан) в РФ. Для перевозки ОТВС были выбраны российские контейнеры ТУК-19. 19 мая 2009 года последний, четвертый, эшелон с ОЯТ прибыл на ПО "Маяк". Перевозка осуществлялась с использованием вагон-контейнеров ТК-5.

29 июня 2009 года была успешно завершена перевозка ОТВС румынского исследовательского реактора ВВР-С Национального научно-исследовательского института физики и ядерной инженерии «Хория Хулубей» (IFIN-HH). Впервые в российской практике для транспортирования упаковок ТУК-19 с облученными тепловыделяющими сборками использовался воздушный транспорт. Для обеспечения мультимодальности перевозки упаковок ТУК-19 применялись специально разработанные транспортные пакеты на основе грузовых контейнеров, удовлетворяющих требованиям международных ИСО-стандартов. Также впервые в программе была использована технология загрузки ОЯТ в ТУК-19 с использованием перегрузочного контейнера. После вывоза «свежего» (в сентябре 2003 и в июне 2009 года) и облученного уранового топлива Румыния стала третьей, после Латвии и Болгарии, страной, свободной от высокообогащенного ядерного топлива. В этом же году с использованием транспортных пакетов были вывезены на переработку ОТВС реактора ИРТ-10 из Исследовательского ядерного центра "Тажура" (г. Триполи, Ливия).

 

Мультимодальные перевозки ОЯТ ИР из Венгрии и Румынии

 

В октябре 2010 г. был завершен самый крупный проект программы RRRFR по возврату топлива исследовательских реакторов «Ева» и «Мария» из Польши, включающий в себя пять вывозов общей продолжительностью более 12 месяцев. Общее количество перевезенного ВОУ топлива составило более 450 кг. Также проект характеризуется наибольшим количеством вывозимого за один рейс ОЯТ – 187 кг. В операциях по перевозке ОЯТ был использован весь парк имеющихся контейнеров ТУК-19 и SKODA VPVR/M. Перевозки осуществлялись железнодорожным и морским транспортом. В рамках этого проекта было переоборудовано и сертифицировано по классу ОЯТ-2 морское судно.

 

Вывоз ОЯТ ИР из Польши с привлечением модернизированного морского судна

 

Дальнейшим развитием технологий перевозки ОЯТ стала разработка первой в мире упаковки типа С для транспортирования радиоактивных материалов без ограничений по активности всеми видами транспорта, включая воздушный. Получившая обозначение ТУК-145/С упаковка была использована для вывоза ОЯТ ИР из Венгрии и Вьетнама (2013 г.), а также жидкого ОЯТ исследовательского реактора ИИН-3М из Узбекистана (2015 г.).

 

Перевозка ОЯТ исследовательских реакторов в ТУК-145/С

 

 

***

В рамках программы RRRFR были выполнены перевозки на переработку в Россию ОЯТ исследовательских реакторов из 13 стран. Был решен широкий круг задач, связанных с подготовкой и транспортированием ядерного топлива различной номенклатуры и в различном состоянии в условиях неразвитой инфраструктуры объектов его размещения.

Использованы практически все виды транспорта (автомобильный, морской, железнодорожный и воздушный), разработаны специальные технические средства для перевозки упаковок с ОЯТ.
 

Опыт программы RRRFR широко используется как при выполнении внутрироссийских перевозок ОЯТ, так и в международных проектах, например, в программе по возврату высокообогащенного отработавшего топлива исследовательских реакторов MNSR в Китай.

 

 

Публикации:

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2010: Перевозка ОЯТ морским транспортом

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2011: Мультимодальные перевозки – стимул к совершенствованию

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2011: Подготовка первой авиаперевозки ОЯТ, сертифицированной по новым правилам

Журнал "Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2013: Десятилетний опыт реализации программы RRRFR

X Международный форум «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов – «Атомтранс-2015», С.-Петербург, 5-9 октября 2015 г.: Опыт использования упаковки типа С для авиаперевозок ОЯТ исследовательских реакторов

International Conference on the Management of Spent Fuel from Nuclear Power Reactors 2019, 24–28 June 2019, Vienna, Austria: International Multi-Modal Transport of Spent Nuclear Fuel Through the Example of Research Reactor Spent Fuel Return Programs

 

 

 

 

 

 

Количество просмотров: 3200

Перезвоните мне
Спасибо! Ваша сообщение отправлено, в ближайшее время мы свяжемся с Вами!