Работы по сертификации выполнялись в связи с тем, что для ввоза ОЯТ ИР в рамках международной программы репатриации RRRFR потребовалось обосновать безопасность конструкции упаковок с учетом требований российских нормативных документов, а также адаптировать технологии обращения для приемки зарубежных контейнеров на российских предприятиях.
Работы по подтверждению чешского сертификата CZ/048/B(U)F-96 (Rev.1) на конструкцию ТУК SKODA VPVR/M с ОТВС исследовательских реакторов, выданного Компетентным органом Чехии 23 марта 2005 года, проводились в течение 2005 года. Российскими экспертами был рассмотрен пакет документов по обоснованию безопасности конструкции контейнера, подготовленный чешскими специалистами, на предмет полноты представленных обоснований и соответствия перечня рассмотренных вопросов требованиям российских нормативных документов в области обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов. На основании замечаний российских экспертов разработчик конструкции контейнера (SKODA JS a.s.) выполнил ревизию комплекта обосновывающей документации и представил дополнительные материалы для обоснования радиационной и ядерной безопасности, а также прочности упаковки. После этого была разработана и представлена в российский компетентный орган в области использования атомной энергии Росатом заявка на оформление российского сертификата-разрешения на конструкцию ТУК SKODA VPVR/M. Заявка была подана от имени ПО «Маяк» как грузополучателя ОТВС ИР. Экспертами РФЯЦ-ВНИИЭФ и ГНЦ РФ-ФЭИ был выполнен полный комплекс расчетов в обоснование безопасности конструкции контейнера в нормальных и аварийных условиях перевозки.
В конце 2008 – начале 2009 года была выполнена работа по продлению срока действия российского сертификата-разрешения на конструкцию ТУК SKODA VPVR/M. В ходе нее были проанализированы Дополнение к сертификату CZ/048/B(U)F-96 (Rev.1), а также изменения в конструкторскую документацию, внесенные разработчиком. Новый сертификат-разрешение на конструкцию ТУК SKODA VPVR/M утвержден Росатомом 25 февраля 2009 года со сроком действия до 1 июля 2011 года, что соответствует сроку действия базового чешского сертификата.
Сертификация контейнера CASTOR MTR 2, как и SKODA VPVR/M, заключалась в том, что в РФ потребовалось обосновать безопасность конструкции упаковки с учетом требований российских нормативных документов и адаптировать технологии обращения для приемки на российских предприятиях.
Немецкий сертификат D/4315/B(U)F-85 (Rev.7) на конструкцию ТУК CASTOR MTR 2 с ОТВС исследовательских реакторов выдан Компетентным органом Германии на срок до 15 октября 2011 года.
В течение 2010 года российскими экспертами был рассмотрен пакет документов по обоснованию безопасности конструкции контейнера, подготовленный немецкими специалистами, на предмет полноты представленных обоснований и соответствия перечня рассмотренных вопросов требованиям российских нормативных документов в области обеспечения безопасности перевозок радиоактивных материалов. После этого в ГК "Росатом" от имени ПО "Маяк" как грузополучателя была подана заявка на оформление российского сертификата-разрешения на конструкцию ТУК CASTOR MTR 2 и перевозку ОТВС.
Экспертами РФЯЦ-ВНИИЭФ и ГНЦ РФ-ФЭИ был выполнен полный комплекс расчетов в обоснование безопасности конструкции контейнера в нормальных и аварийных условиях перевозки, после чего был выпущен сертификат на конструкцию и перевозку ОТВС ИР из "Объединения ядерных технологий и аналитики Россендорф" (Германия) с использованием ТУК CASTOR MTR 2.
Участники технического совещания в Германии (декабрь,2009)
ТУК CASTOR MTR 2
Публикации:
"Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2011: Контейнеры SKODA VPVR/M: сертификация в России и опыт использования
"Безопасность ядерных технологий и окружающей среды", № 1, 2011: Германия: подготовка завершена
Количество просмотров: 2037